Активно развивающиеся торговые компании, расширяя рынок поставок, одновременно сталкиваются с проблемами транспортировки и складирования товаров. Объемы продаж растут, и собственных усилий и мощностей уже недостаточно. А значит, необходима компания-посредник, которая возьмет на себя решение логистических задач. Но чем выше конкуренция на рынке логистических услуги грузоперевозок, тем более обширный комплекс готовы предлагать компании-операторы. Поэтому список логистических задач постоянно расширяется и, как следствие, растет уровень операторов .
Казалось бы, 3PL-провайдеры и так берут на себя практически всю цепочку процессов внешней логистики, куда уж больше? Но нет, они ведь не участвуют в планировании логистических процессов, не включены в хозяйственную деятельность клиентов. А если сделать вовлечение аутсорсинговой компании еще глубже? Это поможет освободить время, ресурсы и мощности для профильной деятельности.
И вот в ходе логистической эволюции на рынке услуг появляются 4PL-операторы, которые, помимо выстраивания товарных путей от грузовладельца до получателя, еще занимаются стратегическим планированием и выполняют некоторые другие функции. Провайдер четвертого уровня ( 4PL) сводит ресурсы и мощности своего предприятия с ресурсами и мощностями другого предприятия логистики, осуществляет IT-интеграцию между системами всех участников товарной цепи для более полного решения задачи клиента. Иными словами, 4PL(4 Party Logistics) -оператор становится владельцем логистической цепочки своего заказчика.
Функции 4PL-операторов
Зачастую 4PL-провайдер, в отличие от 3PL-операторов, не имеет собственных складских площадей и транспортных средств, зато у него есть большой опыт в управленческой деятельности и оказании IT-услуг.
Первым этапом деятельности 4PL-оператора будет изучение уже имеющихся у клиента товарных путей, анализ и оценка их эффективности.
Далее — разрабатывается стратегия логистики предприятия в будущем.
Прорабатываются оптимальные маршруты, обеспечивающие максимально быструю, незатратную и безопасную доставку товаров.
- Интегрируются ИТ-системы контрагентов цепи поставок.
- Производится мониторинг товарно-транспортных потоков.
- Осуществляется управление добавленной стоимостью в цепи поставок.
- Производится управление качеством сервиса.
4PL-оператор также может подбирать провайдеров третьего уровня (3PL), страховые или какие либо иные компании, услуги которых необходимы в процессе доставки.
Помимо этого, в задачи 4PL-оператора также входит оформление документов, управление товарными запасами, сокращение времени от формирования заказа до его оплаты.
Также 4PL-оператор берет на себя функции оформления таможенных процедур и консультирование клиентов по любым вопросам логистики.
История возникновения 4PL-операторов
Необходимость в логистике четвертого уровня возникла в США в конце 90-х годов XX века, когда многие компании-заказчики захотели получить более широкий набор логистических услуг, чем при работе с 3PL-операторами. И вот в 1996 году новую концепцию логистического аутсорсинга предложила компания «Accenture». При этом «первопроходец» дал такое определение 4PL — «Четвертая сторона в логистике — это интегрирующая структура, которая собирает ресурсы, характеристики и технологии в своей организации и других структурах для разработки современных решений для цепей поставок и для их последующей реализации».
Благодаря возникновению этой концепции в сфере логистики произошел мощный сдвиг. Если раньше провайдеры действовали лишь по запросу клиентов, то сейчас они, что называется, «работают на опережение», предлагая новые услуги, направленные в сторону УЦП (управление цепями поставок, английская аббревиатура — SCM).
В настоящее время существует целый ряд путей возникновения 4PL-операторов.
- Компания-оператор 3PL развивается до четвертого уровня;
- Производственная или торговая компания образует дочернюю структуру с функцией 4PL;
- Роль 4PL берут на себя консалтинговая либо ИТ-компания;
- Совместными усилиями партнеры по цепи поставок образуют предприятие 4PL.
Актуальность услуг 4PL-операторов
Высокая конкуренция практически в любой сфере бизнеса заставляет производящие и продающие компании заниматься профильной деятельностью порой 25 часов в сутки 8 дней в неделю. Поэтому руководство таких фирм очень и очень заинтересовано в передаче части процессов на аутсорсинг. Услуги, предлагаемые 4PL-провайдерами, доказали свою эффективность, существуя на логистическом рынке уже более 20 лет.
Передавая компании-провайдеру управление цепочками поставок, организация решает целый ряд актуальных задач:
- Существенная экономия на организации внешнеэкономической деятельности. Ведь если создавать подразделение с функциями 4PL в собственной структуре, это обойдется гораздо дороже.
- Качество услуг логистики у профильных компаний гораздо выше, они занимаются только этим направлением и не отвлекаются на решение других задач.
- 4PL-оператор гарантирует полную сохранность доставки груза получателям, решает все спорные вопросы, связанные с процессом доставки.
Казалось бы, логистический аутсорсинг сулит компании-клиенту сплошные преимущества, но тем не менее, его доля на российском рынке составляет всего 20%. В то же время в развитых странах Запада этот показатель гораздо выше — около 50 %. Впрочем, эксперты считают, что в нашей стране количество профильных логистических операторов на рынке услуг начнет расти в самое ближайшее время. Причина этого роста — в изменении отношения отечественных компаний к аутсорсингу в целом. На Западе к подобной модели поведения пришли уже давно — зачем пытаться делать что-то самим, отвлекаясь от основного вида деятельности, если можно довериться профессионалам? Радует, что и российские предприятия реального сектора экономики постепенно учатся экономить свои деньги и время, отдавая логистические процессы в руки узких специалистов.
Добавить комментарий